Порядок признания домов аварийными и подлежащими сносу (реконструкции)

Порядок признания многоквартирного дома (далее - МКД) аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение).

 В соответствии с Положением дома признаются аварийными, в частности, если они:

- имеют деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения дома;

- расположены в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами и на которых невозможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории;

- расположены в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение;

- получили повреждения, в том числе в результате взрывов, аварий, пожаров, неравномерной просадки грунтов.

Оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются создаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в этих целях межведомственной комиссией.

Решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Если МКД находится в федеральной собственности, такое решение принимается на основании заключения комиссии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника (абз. 17 п. 7 Положения; п. 1 Приложения к Приказу Министра обороны РФ от 11.01.2017 № 11).

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным гражданам необходимо представить в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы, предусмотренные п. 45 Положения.

Заявление и прилагаемые к нему документы можно представить на бумажном носителе лично или по почте с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием Единого портала госуслуг или посредством МФЦ.

Межведомственная комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней и принимает решение в виде заключения об оценке соответствия МКД установленным требованиям либо решение о проведении дополнительного обследования.

В случае непредставления необходимых документов и невозможности их истребования в порядке межведомственного взаимодействия заявление возвращается без рассмотрения (п. 46 Положения).

Если дополнительное обследование не требуется, комиссия примет одно из следующих решений (заключений) (п. п. 4647 Положения):

- о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим реконструкции;

- о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу;

- об отсутствии оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В случае выявления факторов, представляющих особую опасность для жизни и здоровья человека, либо представляющих угрозу разрушения здания по причине его аварийного состояния, заключение комиссии направляется в соответствующий орган, собственнику жилья и заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления решения (п. 51 Положения).

Если МКД признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о его вводе в эксплуатацию по причинам, не связанным со стихийными бедствиями и иными обстоятельствами непреодолимой силы, комиссия в пятидневный срок направит заключение в органы прокуратуры (п. 51 Положения).

На основании полученного заключения комиссии о выявлении оснований для признания МКД аварийным соответствующий уполномоченный орган в течение 30 дней принимает решение о признании МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издает, в частности, распоряжение с указанием сроков отселения граждан. В пятидневный срок со дня принятия этого решения комиссия направляет по одному экземпляру распоряжения и заключения самой комиссии заявителю и в орган государственного (муниципального) жилищного надзора (контроля) по месту нахождения МКД (п. п. 4951 Положения).

В случае признания МКД аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются (п. 50 Положения).

Решение уполномоченного органа, а также заключение межведомственной комиссии могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52 Положения).

Заместитель Тихорецкого межрайонного прокурора В.Д. Хижний

Особенности реализации права работника на увольнение по собственному желанию

Статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определено, что днем прекращения трудового договора является последний день работы работника, за исключением случаев, когда он фактически не работал, но за ним сохранялась его должность.

Определение последнего дня работы зависит от конкретного основания увольнения. Так, в силу статей 78, 80 ТК РФ по соглашению сторон допускается расторжение трудового договора до истечения двух недель не позднее которых должен быть издан приказ об увольнении. В обозначенном случае дату последнего дня работы стороны оговаривают самостоятельно.

Расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении была его добровольным волеизъявлением. При этом, в соответствии со статьей 14, статьей 80 ТК РФ, течение срока в который работник имеет право отозвать заявление об увольнении начинается в день, следующий за днем получения работодателем заявления об увольнении.

Определением Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 № 1853-О разъяснено, что обозначенный правовой механизм, позволяющий определить дату увольнения иначе, чем предусмотрено законом, призван обеспечить реализацию права граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду.

Для защиты интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении за работником закреплено право отозвать свое заявление до истечения срока предупреждения об увольнении до истечения календарного дня, определенного сторонами как окончание трудовых отношений.

Если работник не указал в заявлении дату увольнения, работодатель не может расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двух недель.

Расторжение трудового договора без договоренности с работником о сокращении двухнедельного периода, в течение которого он может отозвать заявление об увольнении, является существенным нарушением процедуры увольнения и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ - нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Заместитель Тихорецкого межрайонного прокурора В.Д. Хижний

С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма)

С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма). Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Начиная с указанной даты работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет являться обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю.

Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит, искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию.

Заместитель Тихорецкого межрайонного прокурора В.Д. Хижний

Новые права работодателей в сфере охраны труда

В настоящее время многие работодатели используют системы видеозаписи или иной фиксации производственного процесса – это возможно, как напомнил заместитель руководителя Роструда, при соблюдении двух условий: порядок использования таких систем утвержден локальным нормативным актом работодателя, с которым ознакомлены все работники; при организации наблюдения за работниками соблюдается их право на неприкосновенность частной жизни – фиксируются только обстоятельства, связанные с выполнением ими трудовых функций.

Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию. Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ. Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, Иван Шкловец рекомендует этим правом пользоваться, поскольку на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (ст. 74ст. 96 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").

Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.

Заместитель Тихорецкого межрайонного прокурора В.Д. Хижний

Вверх