Установлена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей

Федеральным законом от 16.10.2019 № 338-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дополнен статьей 14.65, устанавливающей административную ответственность в виде штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей за предоставление услуг по обеспечению отдыха и оздоровления детей организацией или индивидуальным предпринимателем, не включенными в официальный реестр.

При этом организации и индивидуальные предприниматели, исключенные из указанного реестра, не будут привлекаться к административной ответственности за данное административное правонарушение при условии, что такие организации и индивидуальные предприниматели завершают исполнение принятых на себя обязательств по обеспечению отдыха и оздоровления детей и при этом отсутствует угроза причинения вреда жизни и здоровью детей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.65 КоАП  РФ будут рассматриваться судом, правом составлять протоколы о таких административных правонарушениях наделены должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2020 года.

Об ответственности родителей и иных законных представителей за оставление детей без присмотра

    За последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли без присмотра на улице или дома.

     В ст. 63 Семейного кодекса РФ раскрыты права и обязанности родителей по воспитанию детей, в частности, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

     За неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних предусмотрена ответственность по ст. 5.35 КоАП РФ.

     Несмотря на то, что Уголовный кодекс РФ не содержит статьи, предусматривающей ответственность для родителей или иных законных представителей за оставление детей без присмотра, ряд норм уголовного законодательства позволяют привлечь виновное лицо к уголовной ответственности, в том числе, когда наступает гибель ребенка, причиняется вред его здоровью.

     Так, ст. 156 УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в том числе, родителем или иным лицом на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредоставлении питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении достоинства ребенка, издевательствах, нанесении побоев и др.

     Кроме того, ст. 125 УК РФ регламентирует ответственность за оставление в опасности и предусматривает меры наказания для лиц, которые, в том числе, заведомо оставили без помощи ребенка, оказавшегося в ситуации, представляющей опасность для его здоровья или жизни, лишенного возможности принять меры к самосохранению, в том числе, в силу возраста. Ответственность по данной статье наступает только в том случае, когда родитель или иной взрослый имел реальную возможность и был обязан оказать необходимую помощь ребенку.

     Помимо этого, ст. 109 УК РФ предусматривает ответственность за причинение смерти по неосторожности, и может быть применена в отношении родителей или иных законных представителей, в случае, когда последние, не имея умысла на причинение смерти ребенка, но вследствие грубой недисциплинированности, невнимательности, неосмотрительности своих действий, поступков и поведения, привели к наступлению тяжких последствий в виде смерти.

     Уважаемые родители, позаботьтесь о жизни и здоровье своих детей, не оставляйте их без присмотра.

Оскорбление - одно из распространенных административных правонарушений

    Административная ответственность за оскорбление, представляющее собой действия, направленные на унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, установлена ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

     В речевой культуре к неприличным относятся выражения, содержащие непристойность, нецензурность, что касается слов, которые допустимы, то необходимо доказать, что они не только неприличны по форме, но и высказаны с четким намерением унизить и оскорбить. За оскорбление в неприличной форме предусмотрена административная ответственность, за оскорбление в обидной, пусть и литературной, форме - гражданско-правовая (компенсация морального вреда).

     Для наступления административной ответственности оскорбление должно быть направлено на конкретное лицо. Если неприличное слово не содержит оценки конкретной личности, употреблено безадресно, то речь может идти не об оскорблении, а о мелком хулиганстве, сопровождающемся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам (ст. 20.1 КоАП РФ).

     С заявлением по факту оскорбления можно обратиться в прокуратуру по месту жительства, поскольку возбуждение дела об административном правонарушении по ст. 5.61 КоАП РФ относится к исключительной компетенции прокурора, либо в территориальный отдел полиции для предварительной проверки. В заявлении о привлечении лица к административной ответственности заявителю необходимо указать дату, время, место и обстоятельства произошедших событий, а также свидетелей, подтверждающих факт оскорбления.

     По окончании соответствующей проверки, если доводы заявители подтверждены доказательствами, прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.61 КоАП РФ и передает дело с материалами на рассмотрение мировому судье для привлечения виновного к ответственности.

     Ответственность за оскорбление по ч. 1 и 2 ст. 5.61 КоАП РФ предусмотрена в виде административного штрафа для граждан в размере от 1000 до 5000 рублей, для должностных лиц – от 10 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц – от 50 000 до 500 000 рублей.

     Однако привлечение лица к административной ответственности за оскорбление не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации причиненного потерпевшему морального вреда в соответствии со ст. 151 ГК РФ.

Обеспечение жилищных прав отдельных категорий граждан

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам (малоимущим, признанным нуждающимися в жилых помещениях) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилье по договорам социального найма по общему правилу предоставляется в порядке очередности.

При это определены категории граждан, которые имеют право на получение жилого помещения во внеочередном порядке.

К таким категориям в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых утвержден приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Гражданами в органы местного самоуправления по месту постановки на учет должны быть предоставлены подтверждающие их право документы, а именно, заключение врачебной комиссии медицинского учреждения, подтверждающее право на дополнительную жилую площадь, либо документ, подтверждающий признание занимаемого жилого помещения непригодным для проживания, либо многоквартирного дома аварийным. Указанное позволит гражданам приобрести внеочередное право на обеспечение жильем.

Помимо этого, иными федеральными законами установлены категории граждан, имеющие право на приобретение жилого помещения.

Улучшение жилищных условий предусмотрено для граждан, относящихся к категории:

- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в соответствии с положениями Федерального закона «О ветеранах». При этом они не должны признаваться малоимущими, поскольку обеспечиваются жилыми помещениями независимо от имущественного положения.

- инвалидов, ветеранов боевых действий и членов их семей в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов»;

- граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

- граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Лицам, относящимся к одной из указанных категорий, необходимо обратиться с заявлением о желании получить жилое помещение за счет средств федерального бюджета и необходимыми документами в орган местного самоуправления по месту постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вверх