«Прокуратурой Кореновского района опротестованы нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере муниципальной службы»

При осуществлении прокуратурой Кореновского района надзора за законностью издаваемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов выявлено, что решения представительных органов 8 сельских поселений Кореновского района об утверждении Положений о муниципальной службе не приведены в соответствие с изменениями трудового законодательства и законодательства муниципальной службе.

Так, согласно пунктам "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании п.п. 5, 6 ст. 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту – Закона № 25-ФЗ) взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Законом № 25-ФЗ.

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Закон № 25-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом № 25-ФЗ (части 1 и 2 статьи 3 Закона № 25-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Законом Краснодарского края от 09.04.2021 № 4446-КЗ внесены изменения в Закон Краснодарского края от 08.06.2007 № 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае» (далее – Закон № 1244-КЗ), согласно которым ст. 16(2) Закона № 1244-КЗ, содержавшая положения о том, что порядок осуществления профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих в дистанционном формате утверждается муниципальным правовым актом соответствующего представителя нанимателя (работодателя), изложена в новой редакции, устанавливающей, что дистанционная профессиональная служебная деятельность муниципальных служащих регулируется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 49.1 ТК РФ).

Согласно ст. 312.3 ТК РФ порядок взаимодействия работодателя и работника, в том числе в связи с выполнением трудовой функции дистанционно, передачей результатов работы и отчетов о выполненной работе по запросам работодателя, устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Вместе с тем в нарушение указанных требований закона в п. 3 раздела 5 Положений о муниципальной службе «Рабочее время и время отдыха» отражено, что порядок осуществления профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих в дистанционном формате утверждается муниципальным правовым актом соответствующего представителя нанимателя (работодателя).

В силу пп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, принятие акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором.

Пункт 24 раздела 3 Положений вошел в противоречие с изменениями, внесенными в ч. 7, ч. 8 ст. 13 Закона Краснодарского края от 08.06.2007 № 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае» (в ред. от 30.04.2021 № 4458-КЗ), согласно которым запросы о представлении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, запросы в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, в отношении граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальных служащих, замещающих указанные должности, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей таких граждан и муниципальных служащих в интересах муниципальных органов направляются главой администрации (губернатором) Краснодарского края либо специально уполномоченным заместителем главы администрации (губернатора) Краснодарского края в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; запросы в правоохранительные органы о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении граждан, указанных в части 7 статьи 13 Закона КК № 1244-КЗ, направляются главой администрации (губернатором) Краснодарского края в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По результатам проверки по указанных фактам в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие с законом прокуратурой района принесено 8 протестов в Советы сельских поселений Кореновского района, которые находятся на рассмотрении.

Старший помощник прокурора Кореновского района младший советник юстиции Ю.Е. Тыщенко

Вверх