Особенности трудоустройства несовершеннолетних

Согласно статье 265 Трудового кодекса РФ установлен запрет применения труда несовершеннолетних на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 163.

Прием на работу несовершеннолетних для выполнения работ, предусмотренных в указанном Перечне, является одним из оснований для прекращения трудового договора по статье 84 Трудового кодекса РФ (прекращение трудового договора вследствие нарушения правил его заключения), при этом при отсутствии вины работника, ему выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Важно отметить, что лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру в соответствии со статьей 266 Трудового кодекса РФ.

Также работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время, что также гарантируется статьей 267 Трудового кодекса РФ.

Дополнительно статьей 268 Трудового кодекса РФ запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Помощник прокурора Кореновского района Д.А. Александров

«Мобилизованных, контрактников и добровольцев не увольняют, трудовой договор с ними приостанавливается»

Федеральным законом от 07.10.2022 № 376-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» установлено, что действие трудового договора мобилизованных, добровольцев и контрактников приостанавливается по заявлению работника. В период приостановления за работником сохраняются место работы (должность), социально-трудовые гарантии. Этот период засчитывается в трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением досрочного выхода на пенсию по старости).

Работодатель не позднее дня приостановления действия трудового договора обязан рассчитать работника в полном объеме за предшествующий период работы.

Действие трудового договора возобновляется в день выхода работника на работу. О выходе нужно предупредить как минимум за 3 рабочих дня.

Уволить по инициативе работодателя можно, если работник не вышел на работу через 3 месяца после окончания военной службы или контракта.

Если один родитель мобилизован или подписал контракт, второму родителю дано преимущественное право остаться на работе при сокращении численности или штата, а если ребенку нет 14 лет, то второго родителя могут направить в командировку, привлечь к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с его письменного согласия.

Правительство вправе определять дополнительные особенности обеспечения трудовых прав мобилизованных, добровольцев и контрактников.

Кроме того, изменениями в ТК предусмотрены особенности инструктажа по охране труда и проверки знаний в случае прохождения обучения в порядке, установленном Правительством. Закон вступает в силу со дня опубликования.

Старший помощник прокурора Кореновского района Ю.Е. Тыщенко

Актуальные вопросы антикоррупционного законодательства в сфере осуществления контроля за расходами

На органы прокуратуры Российской Федерации возложены полномочия в сфере осуществления контроля за расходами, в том числе лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности, должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Установлено, что Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами принимается решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещавших (занимавших) должности, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Основанием для принятия такого решения является поступление в органы прокуратуры из государственного органа (органа местного самоуправления) материалов, полученных в ходе осуществления контроля за расходами, в том числе доклада о невозможности завершить такой контроль в связи с освобождением лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнением.

Кроме того, ряд федеральных законов дополнен нормами, предусматривающими упрощенный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.

Теперь с согласия государственного (муниципального) служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения.

Также уточнены порядок участия государственных (муниципальных) служащих, лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, и круг должностных лиц, которым кредитными организациями выдаются справки о счетах, вкладах и операциях физических лиц.

Помощник прокурора Кореновского района В.В. Барон

Ответственность за нарушение законодательства о защите несовершеннолетних от негативной информации

Важнейшим направлением государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних является защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, побуждающей их к самоубийству, к употреблению наркотических и психотропных средств, принятию участия в азартных играх, занятию проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Статьей 22 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» за нарушение законодательства в данной сфере предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

В частности, административная ответственность по ст. 6.17 КоАП РФ предусмотрена за нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.

Кроме того, установлена ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст.6.21 КоАП РФ).

За незаконное распространение информации о личности несовершеннолетнего потерпевшего по уголовному делу или полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданиях, что повлекло наступление тяжких последствий, предусмотрена уголовная ответственность по ч. 3 ст. 137 УК РФ.

Если нарушения связаны с изготовлением и оборотом порнографической продукции, виновные лица также могут быть привлечены к уголовной ответственности с назначением наказания в виде лишения свободы на срок до 15 лет (ст. 242, 242.1, 242.2 УК РФ).

Помощник прокурора Кореновского района А.А. Барсаков

Вверх